Волонтерский центр

ОАТОС

объясняем.рф

Участие в переписи

Телефон доверия

Другое дело

Госуслуги

Единая Карта Петербуржца

Единый портал обращений граждан

Карта убитых дорог

Бессмертный полк

Госпочта

Достижения.рф

Cлужба по контракту

Зачем нужна местная власть?

> Глава муниципального образования > Интервью с Главой муниципального образования > Зачем нужна местная власть?

"Зачем нужна местная власть?"

 
Жители нашего округа часто задают разные вопросы о работе местного самоуправления (МСУ). Особую актуальность понимание сути местного самоуправления приобретает перед выборами местных депутатов. В единый день голосования 14 сентября 2014 года петербуржцы будут выбирать не только Губернатора Санкт-Петербурга, но и  депутатов  своих муниципальных советов.
Необходимость пояснений вызвана несколькими причинами, основная – по-прежнему невысок уровень знаний, как граждан, так и государственных (муниципальных) служащих о роли и месте МСУ в управлении, что порождает непонимание на всех этапах работы как с жителями, так и с органами власти.
На наиболее частые вопросы о функциях и задачах местного самоуправления отвечает Глава муниципального образования МО Коломяги Сергей Эдуардович Борисенко.
 
История МСУ в России и мире
Санкт-Петербург - едва ли не единственный город в России, где до 1997 года местного самоуправления не существовало. При создании муниципалитетов территория города была разделена на 111 территориальных единиц – Муниципальных округов. Нам был присвоен номер 70, сейчас округ называется Коломяги.
МСУ ни для России, ни для остального мира современной новацией не является.
Не будем подробно рассматривать исторический опыт России в части МСУ в связи с объемом материала. Обширный научный исторический обзор по местному самоуправлению в России можно найти на сайтеhttp://www.mestnoesamoupravlenie.ru, также на сайте библиотеки СЗАГС -http://nwapa.spb.ru/sajt_ibo/ukazateli/msu/msu.htm.
Единственное замечание в части истории самоуправления. Как оказалось, самоуправление существовало и в древнем Риме в период V-I вв. до. н.э. Например общеизвестный город Помпеи обладал правами полной автономии с развитыми институтами местной общины. Римляне не чужды были выборных технологий. Не буду вдаваться в особенности построения МСУ Помпей, хочу привести одну из сохранившихся избирательных надписей на стенах: «Выбирайте в дуумвиры Бруттия Бальба – этот не расхитит казны». Как видите, текущие проблемы имеют глубочайшие исторические корни.
До сих пор некоторые граждане не понимают роли местной власти. Примерно до 2005 года нас устойчиво назвали «Муниципальными Советами при ЖЭКах», но сейчас в глазах местного населения наш властный статус значительно повысился, и теперь нас называют «Муниципальными Советами при районных Администрациях».
Но ни то, ни другое не является верным.
 
Правовое положение и полномочия муниципалитета.
Не стоит заблуждаться относительно европейских ценностей – большинство из них в России не прижились и не приживутся по естественным причинам. Но некоторые аспекты из европейской практики, вне всякого сомнения, могут быть полезны. Например, Европейская хартия местного самоуправления.
В Хартии (от имени РФ хартия была подписана 28 февраля 1996 года) дается следующее определение местного самоуправления: "Под местным самоуправлением понимается право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть государственных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения".
В основу Хартии положен классический принцип субсидиарности. Согласно этому принципу, вопросы, которые можно решать на низовых уровнях управления, нет смысла передавать наверх. Местным сообществам нужно доверять как можно больше управленческих задач, а вмешательство государства допускается лишь там, где без него не обойтись. Говоря словами самой Хартии, осуществление государственных полномочий, как правило, должно преимущественно возлагаться на органы власти, наиболее близкие к гражданам.
К основным вопросам местного значения относятся благоустройство, озеленение придомовых и внутридворовых территорий, формирование местного бюджета, военно-патриотическое воспитание и многое другое. В Уставе МО Коломяги закреплены 46 вопросов местного значения (http://www.kolomjagi.ru/dokumenty/dokumenty-municipalnogo-soveta/).
 
Как формируется муниципальный бюджет.
Один из признаков местного самоуправления - самостоятельность полномочий и финансов. Местные финансы формируются из части налогов и сборов жителей Санкт-Петербурга. Как правило, на все 111 муниципальных образований города традиционно тратится порядка 2% городского бюджета. Состав доходных источников может меняться по решению Законодательного собрания Санкт-Петербурга. Бюджет и отчет о его исполнении публикуется в СМИ и на сайте муниципального образования.
 
Зачем нужны муниципальные депутаты, конкретные результаты работы.
Инфраструктура, благоустройство, безопасность, транспорт, социальные проблемы – депутаты Совета ежедневно занимаются этими вопросами. На заседаниях Муниципального Совета депутаты распределяют между собой направления деятельности в соответствии с перечнем полномочий, и в течение своего выборного срока работают над выбранными задачами.
Кроме того, муниципальные депутаты нужны для того, чтобы в соответствии с Уставом округа преобразовывать пожелания местных жителей в конкретные бюджетные адресные программы. Работа проводится по следующей схеме - жители высказывают свои пожелания, и на основании этого муниципальные депутаты принимают решение о  бюджете, являющееся законом в границах муниципального образования.
Проводимые опросы показывают, что о существовании муниципального совета знают более половины жителей, участвуют в работе и мероприятиях еще меньше, а полного представления о работе депутатов и администрации не имеет почти никто.
И это несмотря на полную открытость информации и наше стремление довести до жителей возможности муниципалитета и перечень мероприятий – на стендах, интернет –сайте, в газете, в группе ВКонтакте, в специально издаваемых сборниках и буклетах.
В полном контакте с муниципалитетом находятся председатели ТСЖ (ЖСК) в части вопросов благоустройства.
Оценить объем и результаты работы муниципалитета можно с помощью справочника «Сделано в Коломягах», где показаны основные направления работы (http://www.kolomjagi.ru/wp-content/uploads/2014/).
 
С какими вопросами можно обратиться к муниципальному депутату.
С любыми - независимо от того входит ли вопрос в полномочия муниципального депутата или нет. Жителю должно быть абсолютно все равно, в какое «окно» обратиться. Мы лучше знаем систему и сферу ответственности исполнительных органов, порядок работы, законодательство и в состоянии помочь гражданину разобраться, сократить путь решения его проблемы.
Несмотря на то, что перечни предметов ведения (вопросов местного значения) муниципальных образований в Москве и Санкт-Петербурге отличаются, можно констатировать, что в обоих городах федерального значения местное самоуправление остается в большей степени формальным институтом: внутригородские муниципальные образования не имеют значимой сферы собственной ответственности и не решают важные вопросы жизнедеятельности населения.
 
Какие привилегии есть у муниципальных депутатов.
Никаких.
По решению самих депутатов нашего МО Коломяги, вознаграждение им не выплачивается. Депутаты работают абсолютно бесплатно. На платные местные и заграничные конференции мы не ездим. Телефонные разговоры и транспортные затраты также отдельно не оплачиваются.
В соответствии с законом только один из депутатов занимает штатную должность, и это не обязательно глава муниципального образования.
 
Основные трудности в работе депутата.
Самой большой трудностью в работе депутатов является первичный негативный настрой населения. Недобросовестные СМИ и сетевые «борцы за либеральные ценности» заранее настраивают людей на то, что во властных структурах сидят туповатые бездельники, «откатчики» и «распильщики», безразличные к нуждам людей. Преодоление этого стереотипа является самым трудным. Обычно люди от нас уходят с благодарностью, и это самое главное достижение в работе.
Хочу сделать несколько замечаний, наболело. В последние месяцы проявляет активность группа лиц, определяющая себя как «политические деятели». Например, созданы ряд сайтов, страниц в ЖЖ, ресурсов в социальных сетях как бы с целью выявления пороков окружающей действительности. Некий господин создал автоматизированную систему формирования запросов в органы власти в части нарушения благоустройства и т.д. На первый взгляд, цель благая – заставить чиновников шевелиться, быстрее приводить свою территорию в порядок. Но это только на первый взгляд. Основная цель видна даже не особо искушенному в политических делах обывателю (в хорошем, дореволюционном, смысле этого слова) – самопиар с целью получения политических дивидендов.
Во-первых, было бы большой ошибкой думать, что только могучий основатель сайта знает про все ямы, кривые решетки, незаконную парковку, порушенный газон и т.д. Сотрудники местной администрации ежедневно обходят округ и фиксируют, что необходимо включать в план работ. Местные жители также не дают дремать, звонят и пишут. Таким образом, умышленно создается впечатление, что чиновники «курят бамбук» на народные денежки и бездействуют.
Во-вторых, этим, извините за выражение, «политическим деятелям» хорошо известны требования закона о порядке формирования бюджета и проведении конкурсных процедур. То есть, даже если мы сегодня знаем о том, что яму в асфальте надо заделать, то физически завтра сделать это невозможно. Таким образом, негатив в отношении чиновников закрепляется.
В-третьих, нет никаких попыток выяснить, есть ли в плане работ тот объект, что попал в поле зрения. В 99% случаев есть. Но «сетевые хомячки» героически игнорируют логику и пишут письма исключительно Губернатору. Таким образом, негатив усиливается тем, что как бы только Губернатор может с высоты своей власти решить проблему ямы в асфальте. Подчеркиваю, что попыток просто позвонить или написать письмо на более низкий уровень (к примеру, в муниципалитет) крайне мало.
Такого рода деятельность, голое критиканство, великая Фаина Раневская определяла точно – «плюнуть в вечность». Не в смысле – в чиновников (хотя их не было, видимо, только в первобытном обществе), а в сути самих действий – пустых и безмозглых, как модное импортное словечко «флешмоб». Неприятно, что многие молодые люди оказываются дезориентированы – профессиональный рост, работа по совершенствованию себя и жизни вокруг подменяются пустыми символами, претензиями к кому угодно, только не к себе.
Но не все так печально, есть и другие примеры. Периодически одной общественной городской организацией проводится акция по уборке мусора. Около 20 молодых людей без шума и фанфар целый день отрабатывают, складывают огромное количество мусора в зеленых зонах в мешки, которые потом вывозит муниципальная администрация. Не требуют никаких благодарностей, только инструменты, мешки и перчатки.
 
Сколько депутатов в Муниципальном образовании Коломяги, и на какой срок они избираются.
Сейчас в составе Муниципального Совета 10 депутатов, которые избирались  на 5 лет.  14 сентября 2014 года будут распределяться уже 15 депутатских мандатов в трех избирательных округах на тот же срок.
Решение об увеличении количества депутатов Муниципальный совет принял, прежде всего, по причине бурного прироста населения в границах округа за счет новостроек Юбилейного квартала и Каменки. Новые кварталы получились географически обособленными и логично, чтобы жители избрали депутатов, ответственных за «свою» территорию.