Волонтерский центр

Единая Карта Петербуржца

Единый портал обращений граждан

Карта убитых дорог></a></p>
<p>
	<a href=Госуслуги

Бессмертный полк

В Коломяги на дилижансе

> Наш округ > Достопримечательности > В Коломяги на дилижансе

 
У большинства коломяжцев каждый рабочий день начинается с дороги на работу. В последние годы количество автобусных маршрутов, циркулирующих по Коломягам, достигло десятка, а ведь еще 10-15 лет выбор был невелик: либо на маршруте № 40 до Удельной, либо № 9 до «Пионерской».
Когда появилась дорога из Новой Деревни в Коломяги, нынешний Коломяжский проспект, сегодня уже не скажет никто. Можно предположить, что это случилось в конце XVIII века. В те давние времена с этой дорогой была связана вся жизнь каждого коломяжца. Своя церковь в Коломягах появилась только в 1906 году, а до этого ближайший храм, Благовещенская церковь, находилась в Старой деревне. Вот и везли по этой дороге крестить новорожденных младенцев, по ней мчался свадебный поезд на венчание и, наконец, после смерти совершался последний путь до кладбища у Благовещенской церкви, служившего местом упокоения коломяжцев.
А еще каждый год, 6 августа,в праздник Преображения Господ­ня (Яблочный Спас) по этой дороге из Благовещенской церкви двигалась красочная процессия - крестный ход в деревню Коломяги. На улице на столах, покрытых скатертями, лежали для освящения цветы и плоды. Крестный ход проходил по деревне, делая остановки у каждой избы.
Дорога давала работу, лошади были на каждом дворе и половина коломяжских мужиков подрабатывала извозом. Ежедневно в город из Коломяг доставлялись сельские продукты, а также дрова, песок и глина.
В 1840-х годах вместо извилистой грунтовой дороги было решено проложить "хоть и проселочный, но прямейший тракт", названный "Коломягским шоссе".  В эти годы Коломяги становятся дачной местностью.  Этому способствовали уединенность места, чистый воздух, живописные леса, поля, луга, прекрасный вид в сторону Финского залива. Коломяжские крестьяне строили на своих участках небольшие дачки, либо сдавали на лето внаем свои избы.
Первыми в Коломягах нанимать дачи стали немецкие мастеровые и ремесленники. Среди них были и очень небедные, приезжавшие отдыхать в собственных колясках. Остальные же дачники летом добирались сюда сначала на дилижансах («опеки умершего купца Гаврилы Васильева» или «портного цеха мастера Алексея Шишова») до Новой Деревни, а потом на извозчике.
Дилижансы или омнибусы  (в переводе с латинского - для всех, всеобщий) – первый вид общественного транспорта в нашем городе. Первый русский дилижанс отправился из С.-Петербурга в Москву 1 сентября 1820 года. Такой вид транспорта имел большой успех, несмотря на довольной высокую цену, пассажиры записывались на поездку за две недели вперед. Очень скоро дилижансы стали отправляться и в другие города, а также в пригороды столицы. Из объявления 15 мая 1823 года: «В сем месяце начнет отправляться дилижанс из С-Петербурга в Стрельну и обратно каждый день непременно. Время отправления назначается так, чтобы живущие на даче в Стрельне могли приехать в столицу для исполнения дел и возвращаться домой в вечеру..».
В 1832 году «Прибавления к Санкт-Петербургским ведомостям» сообщали о том, что «для доставления удобного и дешевого сообщения между здешнею столицею и окрестностями оной учреждаются дилижансы под названием “омнибусы”. Таковые дилижансы имеют ходить в нынешнем году беспрерывно в продолжение всего летнего времени и отправляться от Казанского собора. Из них № 1 будет ходить к Крестовскому острову через Каменноостровский мост, № 2 — к Старой Деревне. Дилижансы будут отходить в установленные часы безостановочно, таким образом, что одинаковые нумера, отходя в одно и то же время с противоположных сторон, встретятся на середине дороги».
После того, как в 1851 году сделали до Коломяг хорошую дорогу от Новой Деревни, здесь в большом количестве стали селиться столичные чиновники. Утром они уезжали в Петербург в омнибусах и возвращались в четыре, шесть часов и в половине седьмого вечера. Омнибусы отправлялись от Гостиного Двора, проезд до Коломяг стоил 25 копеек, время в пути один час. Вместимость 17 человек, но в праздники набивалось гораздо больше.
Прошло пятнадцать лет и омнибусное сообщение стало круглогодичным, в городе действовали уже четыре маршрута. Кроме того, для сообщения с дачными местностями дилижансы по расписанию отходили от Гостиного двора. Проезд в Новую Деревню стоил 15 копеек, в Лесное - 25 копеек, в село Александровское - 30 копеек. Это было очень дорого, но все-таки дешевле, чем брать извозчика.
Дилижансы представляли собой большие кареты, запряженные обычно двойкой или четверкой лошадей. Впереди сидел кучер, сзади кондуктор с сигнальной трубой для предупреждения пешеходов, этой трубой подавался сигнал о готовности к отправлению.
Со временем для увеличения вместимости появился империал – верхняя открытая площадка на крыше, туда поднимались по откидной лестнице, проезд там стоил вдвое дешевле. Салон омнибуса был рассчитан на 10-16 пассажиров, но частенько туда набивалось до 30 человек.. Двигался омнибус довольно медленно, а тряска булыжной мостовой для сидящих на деревянной скамье тесно прижавшись друг к другу пассажиров была невыносимой.
Как выглядели дилижансы мы можем увидеть на рисунке В.Сурикова «Под дождем в дилижансе на Черную речку». С 1869 по 1875 год будущий художник учился в Академии художеств и из-за недостатка средств был вынужден жить у товарища на Черной речке.
Летнее движение дилижансов по новой Коломяжской дороге дороги от Стро­гановского (ныне Ушаковского) моста до Коломяг началось еще до завершения ее строительства. Число дачников стало расти, движение по дороге становилось все оживленней.
Полностью строительство шоссе было завершено в 1856 году. На всем протяжении дорога была выложена крупным булыжником. Некоторое представление о том, как выглядела Коломяжская дорога в те дни, дают сохранившиеся до наших дней фрагменты старой мощеной дороги из Коломяг в Каменку. Уже тогда дорога вызывала критические замечания. Корреспондент "Петербургского листка" писал: «Дорога на версту от Коломяг так дурна, что всю душу вытрясет, если ехать в не совсем полном дилижансе. Она вымощена булыжником непозволительной величины и запущена так, что колеса дилижанса катятся по выбоинам на пол-аршина глубины».
Со временем было организовано летнее движение омнибусов от здания Городской думы до Коломяг, ходили они четыре раза в день. И хотя в 1870 году вошла в строй Финляндская  железная  дорога,  шоссе оставалось основным подъездным путем к Коломягам
С 1878 года по шоссе стали курсировать синие с белой полосой общественные кареты купца Волпянского, запряженные тройкой лошадей. Вот что сообщал справочник «С.Петербург и окрестности» за 1879 год: «Путями сообщения для дачников служат: Финляндская железная дорога и шоссе, соединяющее Коломяги с Черною речкою. По этому шоссе ежедневно ходят дилижансы Волпянского до Строганова моста и обратно в Коломяги: в будни с 7 1/2 до 11-ти часов утра и с 2-х до 9-ти часов вечера через каждые полчаса, а в воскресные и праздничные дни с 9-ти часов утра до 5-ти часов пополудни через каждые полчаса, и с 7-ми до 12-ти часов через каждый час. Плата за проезд в один конец - 15 копеек с человека. Контора дилижансов Волпянского находится недалеко от графского парка, на 2-й Никитинской улице» (Контора дилижансов была примерно на месте сгоревшего несколько лет назад дома № 16 по 2-й Никитинской улице).
Здесь имелась небольшая лавочка и работал фонтан (вероятно, служивший для поения лошадей), снабжавшийся водой из Графского пруда. Тут же поджидали седоков извозчики, единственный вид общественного транспорта до введения омнибусов. В 1853 году для удобства приезжающих открылся трактир, громко именуемый кафе-рестораном, где «можно получать все по сходным ценам, как и в городе».
Рядом размещались конюшни, каретный сарай и портерная с кегельбаном. В те годы все торговые заведения в Коломягах: фруктовые, булочные, мясные и зеленые лавки, были сосредоточены в одном месте - в начале 1-й и 2-й Никитинских улиц.
Постепенно омнибусы на улицах нашего города стала вытеснять конка. Существовал проект прокладки линии конно-железной дороги от Строганова моста мимо Коломяг до Озерков, но он так и не был осуществлен. Зато в 1893 году открылось движение по Озерковской ветке Приморской железной дороги, проходящей вдоль всего Коломяжского шоссе. Дорога пользовалась успехом у любителей скачек на Коломяжском ипподроме.
В конце XIX века к кузову омнибуса решили присоединить автомобильный мотор,  так возникло новое транспортное средство, по старинке называемое омнибусом и лишь спустя годы - "автобусом". Новые омнибусы-автобусы впервые появились в нашем городе в 1903 году, когда Петербургское скаковое общество получило разрешение на устройство опытного омнибусного сообщения между центром столицы и ипподромом. Маршрут работал только в дни скачек. Пассажиров перевозили два восьмиместных омнибуса по рублю в одну сторону. Регулярное автобусное сообщение в столице началось лишь с 1906 года.
Последние конные дилижансы исчезли в нашем годе в начале XX века, а в 1920-х прекратила свое существование Озерковская ветка Приморской железной дороги. Сегодня по коломяжским улицам курсирует иной транспорт: автобусы и маршрутки. Но если раньше на омнибусе без пересадки можно было доехать от Графского пруда до Гостиного двора, то сегодня даже маршрутки не идут в центр города, предпочитая дублировать подвозочные автобусные маршрута до ближайшей станции метро.
Андрей Жданов