У большинства коломяжцев каждый рабочий день начинается с дороги на работу. В последние годы количество автобусных маршрутов, циркулирующих по Коломягам, достигло десятка, а ведь еще 10-15 лет выбор был невелик: либо на маршруте № 40 до Удельной, либо № 9 до «Пионерской».
Когда появилась дорога из Новой Деревни в Коломяги, нынешний Коломяжский проспект, сегодня уже не скажет никто. Можно предположить, что это случилось в конце XVIII века. В те давние времена с этой дорогой была связана вся жизнь каждого коломяжца. Своя церковь в Коломягах появилась только в 1906 году, а до этого ближайший храм, Благовещенская церковь, находилась в Старой деревне. Вот и везли по этой дороге крестить новорожденных младенцев, по ней мчался свадебный поезд на венчание и, наконец, после смерти совершался последний путь до кладбища у Благовещенской церкви, служившего местом упокоения коломяжцев.
А еще каждый год, 6 августа,в праздник Преображения Господня (Яблочный Спас) по этой дороге из Благовещенской церкви двигалась красочная процессия - крестный ход в деревню Коломяги. На улице на столах, покрытых скатертями, лежали для освящения цветы и плоды. Крестный ход проходил по деревне, делая остановки у каждой избы.
Дорога давала работу, лошади были на каждом дворе и половина коломяжских мужиков подрабатывала извозом. Ежедневно в город из Коломяг доставлялись сельские продукты, а также дрова, песок и глина.
В 1840-х годах вместо извилистой грунтовой дороги было решено проложить "хоть и проселочный, но прямейший тракт", названный "Коломягским шоссе". В эти годы Коломяги становятся дачной местностью. Этому способствовали уединенность места, чистый воздух, живописные леса, поля, луга, прекрасный вид в сторону Финского залива. Коломяжские крестьяне строили на своих участках небольшие дачки, либо сдавали на лето внаем свои избы.
Первыми в Коломягах нанимать дачи стали немецкие мастеровые и ремесленники. Среди них были и очень небедные, приезжавшие отдыхать в собственных колясках. Остальные же дачники летом добирались сюда сначала на дилижансах («опеки умершего купца Гаврилы Васильева» или «портного цеха мастера Алексея Шишова») до Новой Деревни, а потом на извозчике.
Дилижансы или омнибусы (в переводе с латинского - для всех, всеобщий) – первый вид общественного транспорта в нашем городе. Первый русский дилижанс отправился из С.-Петербурга в Москву 1 сентября 1820 года. Такой вид транспорта имел большой успех, несмотря на довольной высокую цену, пассажиры записывались на поездку за две недели вперед. Очень скоро дилижансы стали отправляться и в другие города, а также в пригороды столицы. Из объявления 15 мая 1823 года: «В сем месяце начнет отправляться дилижанс из С-Петербурга в Стрельну и обратно каждый день непременно. Время отправления назначается так, чтобы живущие на даче в Стрельне могли приехать в столицу для исполнения дел и возвращаться домой в вечеру..».
В 1832 году «Прибавления к Санкт-Петербургским ведомостям» сообщали о том, что «для доставления удобного и дешевого сообщения между здешнею столицею и окрестностями оной учреждаются дилижансы под названием “омнибусы”. Таковые дилижансы имеют ходить в нынешнем году беспрерывно в продолжение всего летнего времени и отправляться от Казанского собора. Из них № 1 будет ходить к Крестовскому острову через Каменноостровский мост, № 2 — к Старой Деревне. Дилижансы будут отходить в установленные часы безостановочно, таким образом, что одинаковые нумера, отходя в одно и то же время с противоположных сторон, встретятся на середине дороги».
После того, как в 1851 году сделали до Коломяг хорошую дорогу от Новой Деревни, здесь в большом количестве стали селиться столичные чиновники. Утром они уезжали в Петербург в омнибусах и возвращались в четыре, шесть часов и в половине седьмого вечера. Омнибусы отправлялись от Гостиного Двора, проезд до Коломяг стоил 25 копеек, время в пути один час. Вместимость 17 человек, но в праздники набивалось гораздо больше.
Прошло пятнадцать лет и омнибусное сообщение стало круглогодичным, в городе действовали уже четыре маршрута. Кроме того, для сообщения с дачными местностями дилижансы по расписанию отходили от Гостиного двора. Проезд в Новую Деревню стоил 15 копеек, в Лесное - 25 копеек, в село Александровское - 30 копеек. Это было очень дорого, но все-таки дешевле, чем брать извозчика.
Дилижансы представляли собой большие кареты, запряженные обычно двойкой или четверкой лошадей. Впереди сидел кучер, сзади кондуктор с сигнальной трубой для предупреждения пешеходов, этой трубой подавался сигнал о готовности к отправлению.
Со временем для увеличения вместимости появился империал – верхняя открытая площадка на крыше, туда поднимались по откидной лестнице, проезд там стоил вдвое дешевле. Салон омнибуса был рассчитан на 10-16 пассажиров, но частенько туда набивалось до 30 человек.. Двигался омнибус довольно медленно, а тряска булыжной мостовой для сидящих на деревянной скамье тесно прижавшись друг к другу пассажиров была невыносимой.
Как выглядели дилижансы мы можем увидеть на рисунке В.Сурикова «Под дождем в дилижансе на Черную речку». С 1869 по 1875 год будущий художник учился в Академии художеств и из-за недостатка средств был вынужден жить у товарища на Черной речке.
Летнее движение дилижансов по новой Коломяжской дороге дороги от Строгановского (ныне Ушаковского) моста до Коломяг началось еще до завершения ее строительства. Число дачников стало расти, движение по дороге становилось все оживленней.
Полностью строительство шоссе было завершено в 1856 году. На всем протяжении дорога была выложена крупным булыжником. Некоторое представление о том, как выглядела Коломяжская дорога в те дни, дают сохранившиеся до наших дней фрагменты старой мощеной дороги из Коломяг в Каменку. Уже тогда дорога вызывала критические замечания. Корреспондент "Петербургского листка" писал: «Дорога на версту от Коломяг так дурна, что всю душу вытрясет, если ехать в не совсем полном дилижансе. Она вымощена булыжником непозволительной величины и запущена так, что колеса дилижанса катятся по выбоинам на пол-аршина глубины».
Со временем было организовано летнее движение омнибусов от здания Городской думы до Коломяг, ходили они четыре раза в день. И хотя в 1870 году вошла в строй Финляндская железная дорога, шоссе оставалось основным подъездным путем к Коломягам
С 1878 года по шоссе стали курсировать синие с белой полосой общественные кареты купца Волпянского, запряженные тройкой лошадей. Вот что сообщал справочник «С.Петербург и окрестности» за 1879 год: «Путями сообщения для дачников служат: Финляндская железная дорога и шоссе, соединяющее Коломяги с Черною речкою. По этому шоссе ежедневно ходят дилижансы Волпянского до Строганова моста и обратно в Коломяги: в будни с 7 1/2 до 11-ти часов утра и с 2-х до 9-ти часов вечера через каждые полчаса, а в воскресные и праздничные дни с 9-ти часов утра до 5-ти часов пополудни через каждые полчаса, и с 7-ми до 12-ти часов через каждый час. Плата за проезд в один конец - 15 копеек с человека. Контора дилижансов Волпянского находится недалеко от графского парка, на 2-й Никитинской улице» (Контора дилижансов была примерно на месте сгоревшего несколько лет назад дома № 16 по 2-й Никитинской улице).
Здесь имелась небольшая лавочка и работал фонтан (вероятно, служивший для поения лошадей), снабжавшийся водой из Графского пруда. Тут же поджидали седоков извозчики, единственный вид общественного транспорта до введения омнибусов. В 1853 году для удобства приезжающих открылся трактир, громко именуемый кафе-рестораном, где «можно получать все по сходным ценам, как и в городе».
Рядом размещались конюшни, каретный сарай и портерная с кегельбаном. В те годы все торговые заведения в Коломягах: фруктовые, булочные, мясные и зеленые лавки, были сосредоточены в одном месте - в начале 1-й и 2-й Никитинских улиц.
Постепенно омнибусы на улицах нашего города стала вытеснять конка. Существовал проект прокладки линии конно-железной дороги от Строганова моста мимо Коломяг до Озерков, но он так и не был осуществлен. Зато в 1893 году открылось движение по Озерковской ветке Приморской железной дороги, проходящей вдоль всего Коломяжского шоссе. Дорога пользовалась успехом у любителей скачек на Коломяжском ипподроме.
В конце XIX века к кузову омнибуса решили присоединить автомобильный мотор, так возникло новое транспортное средство, по старинке называемое омнибусом и лишь спустя годы - "автобусом". Новые омнибусы-автобусы впервые появились в нашем городе в 1903 году, когда Петербургское скаковое общество получило разрешение на устройство опытного омнибусного сообщения между центром столицы и ипподромом. Маршрут работал только в дни скачек. Пассажиров перевозили два восьмиместных омнибуса по рублю в одну сторону. Регулярное автобусное сообщение в столице началось лишь с 1906 года.
Последние конные дилижансы исчезли в нашем годе в начале XX века, а в 1920-х прекратила свое существование Озерковская ветка Приморской железной дороги. Сегодня по коломяжским улицам курсирует иной транспорт: автобусы и маршрутки. Но если раньше на омнибусе без пересадки можно было доехать от Графского пруда до Гостиного двора, то сегодня даже маршрутки не идут в центр города, предпочитая дублировать подвозочные автобусные маршрута до ближайшей станции метро.
Андрей Жданов