Наша газета уже сообщала, что новая магистраль на территории МО «Коломяги» названа в честь К.К. Арцеулова. Имя этого летчика-испытателя не слишком известно, а судьба весьма драматична.
***
Константин Константинович Арцеулов родился 17 мая (29 мая по новому стилю) 1891 года в Ялте, в семье потомственного моряка, русского кораблестроителя и конструктора броненосного флота, генерал-майора Константина Николаевич Арцеулова, женатого на дочери известного художника-мариниста И.К. Айвазовского. Все детство маленького Кости прошло в доме его знаменитого деда в Феодосии. Внук рано начал писать маслом и в десять лет уже рисовал морские пейзажи, а дед охотно правил его работы, а иногда и подписывал. Покупатели не замечали подмены, что доставляло Айвазовскому большое удовольствие.
Но уже во время учебы в Севастопольском реальном училище у мальчика появляется увлечение небом и он в 13 лет он строит свой первый планер. Но, как и всякий мальчишка, родившийся у моря, мечтает стать моряком. Родители отправляют Костю в Петербург, в Морской корпус. Одновременно он посещает рисовальный класс лейтенанта П.Я. Павлинова, впоследствии известного графика. Но гардемарином стать Арцеулову не удалось, по болезни его отчисляют из училища через три года.
Константин возвращается к родителям в Крым, где начинает готовиться к поступлению в Академию художеств и одновременно строит планеры и даже совершает на них полеты. В Петербурге юношу ждала неудача, приемная комиссия Академии посчитала художественные работы Арцеулова недостаточно хорошими. К счастью, Константин рисования все же не оставил, а взял ряд уроков у известных мастеров, художников К.Юона, Л.Бакста, М.Добужинского, М.Лансере, что впоследствии ему весьма пригодилось.
Возвращаться домой Константин Арцеулов не захотел, и в 1910 году поступил простым рабочим в сборочный цех петербургского авиационного завода «Первого Российского товарищества воздухоплавания Щетинина и К°», находившегося на Комендантском аэродроме. Его влекла авиация, а работа на одном из первых авиационных заводов России помогла подробно ознакомиться с устройством самолета. На заводе собирали «Фарманы-3», а затем опытные варианты самолетов «Россия-А» и «Россия-Б».
Самолет «Россия-Б» оказался не очень удачным, и Щетинин отдал его своим работникам, желающим научиться летать. Одним из желающих оказался Арцеулов, но осваивать самолет пришлось самостоятельно. «Однажды зимой, — вспоминал Арцеулов, — я рулил по дорожке между сугробами на большой скорости. Вдруг я почувствовал, что самолет разворачивается. Инстинктивно потянул ручку на себя, самолет оторвался от земли и, к большой радости, я увидел, что лечу. После этого я отдал ручку, зацепился за снег колесами и скапотировал. К счастью, и я, и самолет остались целы».
Позже при заводе открылась авиационная школа «Гамаюн». Обучение было платное. Летали в Гатчине. В первой группе обучавшихся помимо мужчин оказалась первая русская женщина-авиатор Лидия Зверева.
Арцеулову учеба давалась легко, сказывался опыт полетов на собственных планерах. После единственного проверочного полета он стал летать самостоятельно. 25 июля 1911 года Константин Константинович на самолете «Фарман» успешно сдал летный экзамен, состоявший в том, что «надо было совершить полет на высоте не менее 50 метров и пролететь без прикосновения к земле по замкнутому кругу длиной в 5 километров». Чуть позже Арцеулову вручается диплом пилота-авиатора Международной федерации воздухоплавания № 45.
В «Отчете Всероссийского императорского аэроклуба за 1911 год» в разделе «Присуждение пилотского звания» приведены фамилии получивших в отчетном году дипломы пилота-авиатора: подполковник В.М. Абрамович, А.А. Агафонов, поручик Г.В. Алехнович, К.К. Арцеулов, Л.А. Галанчикова, Т.Н. Ефимов, Л.В. Зверева, М.Г. Лерхе, И.И. Сикорский, В.В. Слюсаренко, К.Н. Шиманский.
***
В 1912 году Арцеулов покидает Петербург и переезжает в Крым, где начинает работать пилотом-инструктором Севастопольского аэроклуба. В том же году для прохождения военного ценза его призывают в … Крымский конный полк. В мае 1913 года кавалерийское командование произвело новобранца в младшие унтер-офицеры, а в августе уволило в запас.
После увольнения он снова строит планеры. Вместе с друзьями профессором Н.А. Марксом и поэтом М.А. Волошиным собирает материалы к сборнику «Легенды Крыма», для которой Арцеулов сделал все иллюстрации.
В 1914г. начинается Первая мировая война и 23-летний Константин Арцеулов уходит на фронт. Служит в своем конном полку, командовал взводом, получил звание прапорщика. За неполных 8 месяцев пребывания на фронте заслужил три боевые награды.
С самого начала он просит командование о переводе в военную авиацию и добивается своего, в полк поступает распоряжение об откомандировании прапорщика Арцеулова в Севастопольскую школу авиации. Через три с половиной месяца он сдал экзамен на военного летчика.
4 Августа 1915 года прапорщик 12-го Белгородского уланского полка Арцеулов был зачислен в 18-й корпусной авиаотряд. На русско-германском фронте Константин Константинович совершил более двухсот боевых вылетов, выполнял задания по разведке и корректировке артиллерийской стрельбы. В схватках с воздушным противником одержал 18 побед и был награжден 5 боевыми орденами, в том числе Св.Анны и Св.Владимира 4-й степени.
Мастерству и отваге этого отважного летчика мировая авиация обязана победой над смертельным врагом авиаторов - штопором. Еще по Гатчинскому аэродрому Арцеулов помнил о гибели капитана Дмитриева и поручика Серова, летчиков Стояновского, Синельникова, Артемьева и других. То же повторилось и в Севастопольской авиашколе, из восьми полученных «фарманов» шесть разбились в результате штопора, все летчики погибли.
Арцеулов упорно искал пути обуздания этого коварного явления, уносящего жизни его коллег. И он приводит к парадоксальному выводу, для вывода из штопора нужно рулем высоты опускать нос самолета. Обычно, попав в подобную ситуацию, летчики делали противоположное. Но это были только догадки, требовалась проверка в полете.
24 сентября 1916 года начальник истребительного отделения Севастопольской школы, прапорщик Арцеулов пошел на смелый и опасный эксперимент, он преднамеренно ввел самолет в штопор и, сделав несколько витков, вывел свой аппарат в горизонтальное положение. Предположения и выводы талантливого летчика полностью подтвердились. Сотни авиаторов сохранили свою жизнь благодаря обоснованному и подтвержденному на практике способу вывода самолета из штопора. Только это событие уже сделало имя Арцеулова бессмертным.
***
Революцию 1917 года прославленный летчик встретил в Крыму, продолжая работать инструктором севастопольской школы и при Врангеле, и при красных. Во многом его спасло то, что в боевых действиях он не участвовал. В декабре 1920 года Арцеулов получил назначение в 1-ю Московскую высшую школу красвоенлетов на Ходынском поле. Его учениками были Михаил Водопьянов и Валерий Чкалов.
В следующем году Арцеулова назначают начальником летной части 1-й Московской высшей школы красвоенлетов. Кроме того, он – летчик-испытатель №1 новых моделей самолетов. В 1923 году Константин Константинович испытывал первый советский истребитель И-1 конструкции Н.Н. Поликарпова. Один из полетов закончился аварией, полученные травмы на несколько месяцев вывели летчика из строя.
Арцеулов считается пионером советского планеризма, он разработал и построил пять планеров собственной конструкции, сам занимался их испытанием. В составе советской команды участвовал в соревнованиях планеристов в Германии в 1925 году, пилотируя ильюшинский планер «Москва» и получил приз за дальность полета.
В 1927 году К.К.Арцеулова переводят в гражданскую авиацию, где он в основном занимается аэрофотосъемкой, участвует в определении трассы будущего Турксиба, принимает участие в операции по спасению рыбаков с оторвавшейся льдины. Ему присуждается высшее летное звание того времени – заслуженный летчик СССР.
…В 1933 году в одночасье все рухнуло. По ложному доносу Константин Арцеулов был репрессирован. Ему относительно повезло, его не расстреляли, ни сослали в сибирские лагеря. Бывшего летчика-испытателя №1 отправляют на поселение к Белому морю мотористом маленького буксира.
В 1937 году Арцеулова освободили, но запретили жить в крупных городах, он обосновался в подмосковном Можайске. С авиацией также пришлось расстаться. Только после войны Константин Константинович Арцеулов наконец-то получает разрешение на возвращение в Москву. Он становится профессиональным художником. Много и успешно иллюстрировал книги по истории авиации, работал художником в журналах «Техника — молодежи», «За оборону», «Крылья Родины», «Юный техник», «Моделист-конструктор» «Вестник воздушного флота», «Советский воин», «Знание-сила». Он автор панно в главном зале Центрального дома авиации и космонавтики имени М.В. Фрунзе.
Наверное, немногие знают, что первая советская почтовая марка, посвященная отечественному освоению космоса, была напечатана в 1957 году по рисунку К.К. Арцеулова. Его плакат успешно прошел конкурс и стал первым претендентом на исполнение в виде почтового знака СССР. Арцеулову принадлежит первый рисунок, посвященный полету Ю. Гагарина в космос, напечатанный в газете «Правда» 13 апреля 1961 года.
Константин Константинович прожил сложную, но яркую жизнь. Он умер 18 марта 1980 года, немного не дожив до своего 90-летнего юбилея. Похоронен в Москве на Новокунцевском кладбище.
***
До 2017 года существовали улицы Арцеулова в Феодосии и Севастополе, а теперь и в нашем городе, на территории МО «Коломяги» появилась магистраль, носящая имя отважного летчика, талантливого инженера и конструктора, прекрасного художника. Арцеуловская аллея проходит по левому берегу реки Каменки от Планерной улицы до проспекта Королева, а в перспективе до Парашютной улицы. Еще совсем недавно магистраль существовала только на проектных чертежах, а сегодня на ней уже завершается строительство первых многоэтажных домов.
Андрей Жданов