Волонтерский центр

ОАТОС

объясняем.рф

Участие в переписи

Телефон доверия

Другое дело

Госуслуги

Единая Карта Петербуржца

Единый портал обращений граждан

Карта убитых дорог

Бессмертный полк

Госпочта

Достижения.рф

Cлужба по контракту

Прокуратура разъясняет - август, 2021

> Прокуратура информирует > Прокуратура 2021 год > Прокуратура разъясняет 2021 > Прокуратура разъясняет - август, 2021

Как вернуть деньги, данные в долг  

По закону договор займа между физическими лицами на сумму свыше 10 тыс. руб. должен быть оформлен в простой письменной форме, в т.ч. распиской, и считается заключенным с момента передачи денег. Долг подлежит возврату в указанный в договоре срок и считается исполненным в момент передачи денег тому, кто их дал или зачисления на его счет в банке. Если срок возврата договором не установлен, долг подлежит возврату в течение 30 дней со дня предъявления требования об этом. При невозврате суммы в срок защита прав осуществляется в судебном порядке. За уклонение от возврата займодавец вправе требовать уплаты процентов на сумму долга в размере, определяемом ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды (решения о размере названной ставки размещены на официальном сайте Банка России). Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором. За взысканием долга, размер которого не превышает 50 тыс. руб., следует обращаться к мировому судье, если сумма больше – в районный суд по месту жительства должника. Несоблюдение простой письменной формы лишает стороны права в случае спора ссылаться в подтверждение сделки и ее условий на свидетельские показания, но не лишает права приводить письменные и другие доказательства, свидетельствующие о признании долга, сроков и условий его возврата. За рассмотрение дела судом уплачивается государственная пошлина, размер которой установлен ст. 333.19 части 2 Налогового кодекса РФ.

 

Досудебный порядок урегулирования споров в порядке гражданского судопроизводства  

В гражданском судопроизводстве досудебный порядок урегулирования спора является обязательным только в случаях, если это предусмотрено федеральным законом для данной категории споров. Например, это касается споров о расторжении договора аренды, банковского счета, заключении государственного или муниципального контракта, нарушении исключительных прав, компенсационных выплатах по договору ОСАГО, об оказании услуг связи, в т.ч. почтовой, перевозки пассажиров, грузов и багажа и ряда других споров. Досудебное урегулирование спора может осуществляться сторонами самостоятельно в виде переговоров или направления претензии, с привлечением медиаторов или финансового уполномоченного по правам потребителей финансовых услуг, а также посредством обращения к уполномоченному органу публичной власти для разрешения спора в административном порядке. Названный порядок будет считаться соблюденным в случае представления в суд подтверждающих данный факт документов, к каковым могут относиться, например, протокол разногласий, соглашение сторон о прекращении процедуры медиации в отсутствие согласия, заявление об отказе от продолжения процедуры медиации. Если одна из сторон спора направит в письменной форме предложение об использовании являющейся в силу закона или договора обязательной примирительной процедуры, например, о проведении переговоров, но в течение 30 календарных дней со дня его направления или в течение иного указанного в предложении разумного срока не получит согласие другой стороны, такое предложение будет считаться отклоненным, а досудебный порядок – соблюденным при условии приложения к иску подтверждающих документов. Несоблюдение установленного законом обязательного досудебного порядка урегулирования спора влечет оставление судом искового заявления без рассмотрения.

 

Взыскание неустойки за неисполнение решение суда  

По закону в случае неисполнения ответчиком возложенных на него по решению суда обязательств в натуре, истец может обратиться в суд с исковым заявлением о взыскании неустойки (ст. 308.3 Гражданского кодекса РФ). При подаче такого заявления государственная пошлина не уплачивается. Размер присуждаемой суммы определяется судом исходя из принципов справедливости, соразмерности и недопустимости извлечения выгоды из незаконного или недобросовестного поведения. Вместе с тем, заявитель вправе указать конкретную сумму, обосновав ее размер и произведя расчет с учетом длительности периода неисполнения решения суда и необходимости побуждения ответчика к исполнению судебного акта. В результате присуждения неустойки исполнение судебного акта должно для ответчика оказаться более выгодным, чем неисполнение.

 

Освобождение от обязательств при признании гражданина банкротом  

Институт банкротства граждан предусматривает механизм освобождения лиц, попавших в тяжелое финансовое положение, от погашения требований кредиторов в виде списания непосильных долговых обязательств. В целях сохранение баланса интересов между должником и кредиторами к такому должнику законодатель предъявляет особые требования в части добросовестности, подразумевающие сотрудничество с финансовым управляющим и кредиторами, выражающееся, например, в раскрытии полной и достоверной информации об имуществе, открытое взаимодействие с судом и т.п. В подавляющем большинстве случаев признание гражданина банкротом предполагает его освобождение от исполнения требований кредиторов, причем не только включенных в реестр, но и заявленных при введении процедуры банкротства. Освобождение гражданина от обязательств не распространяется на требования кредиторов о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, выплате заработной платы и выходного пособия, если он предприниматель, возмещении морального вреда, взыскании алиментов, а также иные требования, неразрывно связанные с личностью кредитора. Отечественный институт банкротства не предполагает полной реабилитации гражданина-должника, предусматривая запрет в течение определенного времени занимать должности в органах управления юридического лица, вести предпринимательскую деятельность. Кроме того, в исключительных случаях суды применяют предусмотренную законом возможность отказа в освобождении гражданина от неисполненных обязательств после завершения процедуры банкротства, что связано с его неправомерными действиями: - до возбуждения процедуры банкротства, например, если при возникновении или исполнении обязательств, он совершил мошенничество, злостно уклонялся от погашения задолженности, уплаты налогов или сборов, предоставил кредитору заведомо ложные сведения при получении кредита, скрыл или умышленно уничтожил имущество; - в ходе банкротства, например, путем непредставления финансовому управляющему или арбитражному суду, рассматривающему дело, необходимых сведений или предоставления заведомо недостоверной информации. Вопрос о наличии либо отсутствии обстоятельств, при которых должник не может быть освобожден от исполнения обязательств, разрешается судом при вынесении определения о завершении реализации имущества должника и зависит от его добросовестности.

 

Понуждение к заключению договора  

Понудить заключить договор можно только в судебном порядке. С данным требованием можно обратиться в суд только тогда, когда это прямо предусмотрено Гражданским кодексом Российской Федерации, иными законами или добровольно принятым стороной (контрагентом) обязательством. Например, такая обязанность предусмотрена в отношении публичных договоров; договоров заключаемых на основании предварительного договора; по результатам торгов, предметом которых являлось право на заключение договора. Если же ни законом, ни договором такая обязанность не установлена, суд откажет в удовлетворении заявления. Истцом по требованию о понуждении заключить договор может выступать только контрагент стороны, обязанной к заключению договора. При направлении иска в арбитражный суд к нему необходимо приложить проект договора, условия которого должны соответствовать закону. Срок для обращения в суд с указанным иском составляет 3 года. С требованиями о понуждении заключить основной договор на основе предварительного можно обратиться в суд только в течение 6 месяцев с момента неисполнения обязательства по заключению договора, при этом ведение переговоров, урегулирование разногласий с целью заключить основной договор не являются основаниями для изменения момента начала течения указанного срока. В случае удовлетворения иска, договор будет считаться заключенным на условиях, указанных в решении суда. Права и обязанности, предусмотренные договором, возникнут с момента вступления в законную силу решения. Если рассматривался спор о понуждении заключить основной договор, суд может указать в решении иной момент с учетом условий заключаемого договора и позиций сторон.

 

Судебный арест на имущество по уголовным делам  

Для обеспечения исполнения приговора в части гражданского иска, взыскания штрафа и других взысканий, а также возможной конфискации, следователь или дознаватель возбуждают перед судом ходатайство о наложении ареста на имущество подозреваемого, обвиняемого или лиц, несущих по закону материальную ответственность за их действия. Удовлетворяя ходатайство, суд устанавливает ограничения, связанные с владением, пользованием и распоряжением арестованным имуществом, а также срок ареста. Наложение ареста судом состоит в запрете собственнику или владельцу имущества распоряжаться, а в необходимых случаях и пользоваться арестованным имуществом, в изъятии и передаче его на хранение другому лицу. Арест может быть наложен на имущество, находящееся и у других лиц, не являющихся подозреваемыми или обвиняемыми, если есть достаточные основания полагать, что оно получено в результате преступных действий либо использовалось в качестве орудия и иного средства совершения преступления, в т.ч. для финансирования терроризма или экстремистской деятельности. Отмена ареста или отдельных ограничений в отношении имущества отменяются на основании постановления лица или органа, в производстве которых находится уголовное дело, в т.ч. в случае истечения срока ареста, установленного судом.

 

Вызов и допрос несовершеннолетнего  

Допрос несовершеннолетнего требует соблюдения особых правил, которые предписывает уголовно-процессуальное законодательство. До 18 лет лицо может быть допрошено в качестве свидетеля, потерпевшего, подозреваемого или обвиняемого. Вызвать на допрос могут дознаватель, следователь или суд. Несовершеннолетний свидетель или потерпевший вызывается для допроса повесткой. Если вызываемому лицу нет 16-ти лет, уведомление о необходимости явки для допроса направляется через его законного представителя либо администрацию места учебы. Законные представители ребенка вправе уточнять любые интересующие их сведения об обстоятельствах производства допроса. До достижения 16-летнего возраста, а также в случае, если ребенок страдает психическим расстройством, а равно отстает в развитии, при допросе обязательно должен присутствовать педагог или психолог. Без перерыва допрос лица в возрасте до 7 лет возможен не более 30 минут, в общей сложности – не более часа; от 7 до 14 лет – не более одного часа, в общей сложности – не более 2-х часов; старше 16 лет – не более 2-х часов, в общей сложности не более 4-х часов. Потерпевшие и свидетели в возрасте до 16 лет не предупреждаются об уголовной ответственности за отказ от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний. При разъяснении им процессуальных прав указывается на необходимость говорить правду. При допросе несовершеннолетнего обязательно применение видеозаписи или киносъемки, за исключением случаев, если ребенок или его законный представитель против этого возражают.

 

Куда обращаться в случае нарушения трудовых прав  

Конституцией Российской Федерации определено право на вознаграждение за труд, обеспечение защиты трудовых прав граждан государством. Каждый имеет право защищать свои трудовые права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Основными способами защиты трудовых прав являются самозащита работниками трудовых прав, защита трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами, комиссиями по трудовым спорам, государственный контроль за соблюдением трудового законодательства, судебная защита.  Органом контроля в обозначенной сфере правоотношений является Государственная инспекция труда в г. Санкт-Петербурге, которая проводит проверки соблюдения трудового законодательства работодателями, выдает им обязательные для исполнения предписания и привлекает к административной ответственности в случае нарушения трудового законодательства, но при условии отсутствия индивидуального трудового спора. Индивидуальные трудовые споры разрешаются комиссиями по трудовым спорам или судами. Наиболее распространенной и часто применяемой формой защиты трудовых прав является судебная защита, когда работник обращается в суд за разрешением индивидуального трудового спора. Трудовым законодательством сроки обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора различны и их несоблюдение без уважительных причин повлечет невозможность восстановить свои трудовые права. Основным является трехмесячный срок, в который работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора. Он начинает исчисляться со дня, когда работник узнал или должен был узнать о нарушении своего права. По спорам об увольнении обращение в суд возможно в течение одного месяца со дня вручения копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки. По спорам о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм. При обращении в суд с иском по требованиям, вытекающим из трудовых отношений, работники освобождаются от оплаты пошлин и судебных расходов. При невыплате заработной платы граждане вправе обратиться в Государственную инспекцию труда в г. Санкт-Петербурге, суд, прокуратуру и следственные органы в случае невыплаты заработной платы более двух месяцев. 

 

Трудовые отношения возникают на основании фактического допущения работника к работе  

Работа без оформления трудовых правоотношений несет множество рисков для граждан. Даже в суде крайне сложно доказать, что между работником и работодателем были настоящие трудовые отношения. Потому что никакого приказа о приеме на работу не издавали, записи в трудовой книжке нет. Но, как показывает практика Верховного Суда Российской Федерации, даже в таких ситуациях граждане могут реально доказывать, а значит, и защищать свои права. Так, в определении Верховного суда Российской Федерации от 16.12.2019 по делу № 44 КГ19-27 указано, что само по себе отсутствие письменного трудового договора не исключает возможности признать его заключенным, а сложившиеся между сторонами отношения - трудовыми при наличии соответствующих признаков. Суд подчеркнул: в соответствии со статьями 15, 16 и 56 Трудового кодекса Российской Федерации трудовой договор с работником, приступившим к работе с ведома или по поручению работодателя без надлежащего оформления, считается заключенным. Если работодатель фактически допустил сотрудника к работе, но не оформил с ним договор в письменной форме, то это можно расценить как злоупотребление правом, чему посвящена статья 67 Трудового кодекса Российской Федерации.

 

Законом изменены сроки обращения в суд с требованием о компенсации морального вреда  

Федеральным законом от 05.04.2021 № 74-ФЗ внесены изменения в статьи 391 и 392 Трудового кодекса Российской Федерации, которые предусматривают возможность обращения работника в суд с иском о компенсации морального вреда, причиненного неправомерными действиями (бездействием) работодателя, одновременно с требованием о восстановлении нарушенных трудовых прав либо в течение трех месяцев после вступления в законную силу решения суда, которым эти права были восстановлены полностью или частично. Ранее суды отказывали в такой компенсации, ссылаясь на положения части 1 статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации, исчисляя срок обращения в суд с момента, когда заявитель узнал о нарушении своих прав.         Конституционным Судом Российской Федерации данная норма была признана противоречащей Конституции Российской Федерации в той мере, в какой она не содержит указания на сроки обращения в суд с требованием о компенсации морального вреда, причиненного нарушением трудовых (служебных) прав в тех случаях, когда требование о компенсации морального вреда заявлено в суд после вступления в законную силу решения суда, которым нарушенные трудовые (служебные) права восстановлены полностью или частично, что и послужило основанием для внесения изменений в трудовое законодательство.

 

Конституционный суд Российской Федерации разрешил обращать взыскание на единственное жилье должников  

Проблема взыскания единственного дорогостоящего жилья должника является одной из ключевых в делах о банкротстве граждан. Верховный суд Российской Федерации последовательно развивал практику, в которой признавал неприкосновенность единственного жилья, каким бы дорогим оно ни было. Абзац 2 части 1 статьи 446 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации, определяющей виды имущества, принадлежащего гражданину-должнику на праве собственности, на которое не может быть обращено взыскание по исполнительным документам, относит к такому имуществу жилое помещение (его части), если для гражданина-должника и членов его семьи, совместно проживающих в принадлежащем помещении, оно является единственным пригодным для постоянного проживания помещением. Конституционный суд Российской Федерации в постановлении от 26.04.2021 № 15-П пришел к выводу, что запрет обращения взыскания на единственное пригодное для постоянного проживания гражданина-должника и членов его семьи жилое помещение оправдан только в целях обеспечения этим лицам сохранения жилищных условий, приемлемых в конкретной социально-экономической обстановке, и признал возможность обращения взыскания на жилое помещение, явно превышающее по своим характеристикам соответствующий уровень обеспеченности жильем. В отсутствии законодательного регулирования данная правовая позиция подлежит прямому применению и возлагает на суды обязанность обеспечить соблюдение баланса прав кредитора и должника.

 

Утверждены требования к антитеррористической защищенности объектов, предназначенных для отдыха детей и их оздоровления  

Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.05.2021№ 732 установлены требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), предназначенных для организации отдыха детей и их оздоровления. Требованиями закреплены обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности указанных объектов (территорий). Объекты (территории), предназначенные для организации отдыха детей и оздоровления подразделяются на стационарные и нестационарные. Для объектов стационарного типа всех категорий предусмотрены, в том числе оснащение системой тревожной сигнализации для вызова экстренных оперативных служб, периодический обход и осмотр зданий, строений и сооружений. Установлен порядок проведения плановых и внеплановых проверок антитеррористической защищенности объектов. Срок проведения проверки не может превышать 5 рабочих дней. Предусмотрен порядок информирования об угрозе совершения или о совершении террористического акта на объектах (территориях) и реагирования лиц, ответственных за обеспечение антитеррористической защищенности, на полученную информацию. Также утверждена форма паспорта безопасности объектов (территорий) стационарного типа. Указанные требования распространяются на объекты (территории), стационарного типа представляющие собой комплекс технологически и технически связанных между собой зданий, строений, сооружений, прочно связанных фундаментом с землей и имеющих общую прилегающую территорию и (или) внешние границы, отдельные здания (строения, сооружения), прочно связанные фундаментом с землей, обособленные помещения или группы помещений, а также на объекты (территории) нестационарного типа представляющие собой туристские палатки или иные аналогичные изделия (мобильные конструкции), размещаемые в естественных природно-климатических условиях, реестр которых формируется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере организации отдыха и оздоровления детей.

 

 

Ужесточена ответственность за управление транспортным средством в состоянии опьянения  

Федеральным законом от 01.07.2021 № 258-ФЗ в новой редакции изложена статья 264.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, которой ужесточено наказание за управление транспортным средством в состоянии опьянения лицом, подвергнутым административному наказанию или имеющим судимость за нарушение правил дорожного движения и эксплуатацию транспортных средств в состоянии опьянения. За управление автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством лицом, находящимся в состоянии опьянения, подвергнутым административному наказанию за управление транспортным средством в состоянии опьянения или за невыполнение законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения, возможно минимальное наказание в виде штрафа в размере от 200 тысяч до 300 тысяч рублей, максимальное – в виде лишения свободы на срок до 2 лет. Более строгое наказание предусмотрено за управление автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством лицом, находящимся в состоянии опьянения, имеющим судимость за совершение в состоянии опьянения преступления, если по неосторожности причинен тяжкий вред здоровью, наступила смерть одного или нескольких лиц, а также если оно сопряжено с оставлением места его совершения. В этом случае виновному грозит: - штраф в размере от 300 тысяч до 500 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет, - исправительные работы на срок до 2 лет, - ограничение свободы на срок до 3 лет, - принудительные работы на срок до 3 лет, - лишение свободы на срок до 3 лет. Наказание назначается с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 6 лет.

 

 

О внесении изменения в статью 284.1 Уголовного кодекса РФ  

Федеральным законом от 01.07.2021 № 292-ФЗ «О внесении изменения в статью 284.1 Уголовного кодекса Российской Федерации» введена уголовная ответственность за целенаправленное оказание финансовой помощи организации, в отношении которой принято решение о признании ее деятельности на территории Российской Федерации нежелательной. Изменения вступили в законную силу с 12 июля 2021 года. Согласно изменениям предоставление или сбор средств либо оказание финансовых услуг, заведомо предназначенных для обеспечения деятельности на территории Российской Федерации иностранной или международной неправительственной организации, в отношении которой принято решение о признании нежелательной на территории Российской Федерации ее деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, наказывается обязательными работами на срок до 360 часов, либо принудительными работами на срок до 4 лет, либо лишением свободы на срок до пяти лет. Возможно лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 10 лет. За организацию деятельности на территории Российской Федерации иностранной или международной неправительственной организации, в отношении которой принято решение о признании нежелательной на территории Российской Федерации (ч. 3 ст. 284.1 УК РФ), предусмотрено более суровое наказание, вплоть до лишения свободы на срок до 6 лет.

 

Требования к перевозке детей, установленных Правилами дорожного движения Российской Федерации  

В соответствии с п. 22.9 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090 «О правилах дорожного движения», перевозка детей в возрасте младше 7 лет в легковом автомобиле и кабине грузового автомобиля, конструкцией которых предусмотрены ремни безопасности либо ремни безопасности и детская удерживающая система ISOFIХ, должна осуществляться с использованием детских удерживающих систем (устройств), соответствующих весу и росту ребенка. Перевозка детей в возрасте от 7 до 11 лет (включительно) в легковом автомобиле и кабине грузового автомобиля, конструкцией которых предусмотрены ремни безопасности либо ремни безопасности и детская удерживающая система ISOFIХ, должна осуществляться с использованием детских удерживающих систем (устройств), соответствующих весу и росту ребенка, или с использованием ремней безопасности, а на переднем сиденье легкового автомобиля - только с использованием детских удерживающих систем (устройств), соответствующих весу и росту ребенка. Установка в легковом автомобиле и кабине грузового автомобиля детских удерживающих систем (устройств) и размещение в них детей должны осуществляться в соответствии с руководством по эксплуатации указанных систем (устройств). Запрещается перевозить детей в возрасте младше 12 лет на заднем сиденье мотоцикла. За нарушение данных требований Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (ч. 3 ст. 12.23) предусмотрена административная ответственность в виде административного штрафа: для водителя в размере трех тысяч рублей; для должностных лиц в размере двадцати пяти тысяч рублей; для юридических лиц - ста тысяч рублей.

 

Ужесточена административная ответственность за правонарушения в сфере предвыборной агитации  

Федеральным законом от 09.03.2021 № 37-ФЗ внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части увеличения размеров административных штрафов: - за проведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума вне установленного агитационного периода, либо в местах, где проведение агитации запрещено законодательством о выборах и референдумах (ч.1 ст. 5.10); - за изготовление или распространение в период подготовки и проведения выборов, референдума печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов с нарушением требований, установленных законодательством о выборах и референдумах (ч.1 ст. 5.12); - за размещение печатных агитационных материалов в местах, где это запрещено федеральным законом, либо размещение этих материалов в помещениях, зданиях, на сооружениях и иных объектах без разрешения собственников или владельцев указанных объектов (ч. 2 ст. 5.12.) Совершение указанных правонарушений повлечет наложение административного штрафа: на граждан в размере от 5 тыс. до 20 тыс. рублей; на должностных лиц – от 30 тыс. до 50 тыс. рублей; на юридических лиц – от 100 тыс. до 500 тыс. рублей.

 

Расширен перечень лиц, освобождаемых от административной ответственности за проживание без регистрации, а также за нарушение правил регистрации по месту пребывания или по месту жительства  

Федеральным законом от 17.02.2021 № 12-ФЗ «О внесении изменений в статьи 19.15.1 и 19.15.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» расширен круг лиц, которые освобождаются от административной ответственности за указанные административные правонарушения. Так, проживающие совместно с нанимателями или собственниками жилых помещений, имеющими регистрацию по месту жительства в соответствующих жилых помещениях, их супругами, детьми (в том числе усыновлёнными), супругами детей, родителями (в том числе приёмными), супругами родителей, бабушками, дедушками или внуками, согласно примечанию к статье 19.15.1 КоАП РФ, освобождаются от ответственности в рамках указанной статьи. Данный перечень лиц законодателем дополнен: теперь также освобождаются от административной ответственности родные братья и сёстры, подопечные, усыновители, опекуны и попечители указанных нанимателей или собственников жилых помещений. К тому же, освобождаются от административной ответственности за нарушение правил регистрации гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении, в рамках статьи 19.15.2 КоАП РФ, граждане Российской Федерации в случае если, они являются подопечными, супругами детей, родителями, опекунами, попечителями, нанимателя (собственника) жилого помещения, имеющего регистрацию по месту жительства в данном жилом помещении.

 

О внесении изменений в Трудовой кодекс РФ  

Федеральным законом от 30.04.2021 № 109-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» с 1 июля 2021 года вводятся ограничения на замещение должностей в государственных органах и органах местного самоуправления при наличии гражданства (подданства) иностранного государства либо документа, подтверждающего право на постоянное проживание на его территории. Данными изменениями определено, что лица, не имеющие российского гражданства, или граждане РФ, имеющие гражданство (подданство) иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства, не допускаются к замещению в государственных органах или органах местного самоуправления должностей, которые не являются должностями государственной или муниципальной службы и для замещения которых требуется оформление допуска к государственной тайне, если иное не предусмотрено федеральными законами или международными договорами РФ. Работники государственных органов или органов местного самоуправления, которые не имеют гражданства РФ или имеют гражданство (подданство) иностранного государства либо вид на жительство на его территории, обязаны сообщить работодателю об этом в течение десяти дней со дня вступления в силу изменений закона. В течение шести месяцев со дня вступления в силу данного Федерального закона указанные лица могут продолжить работу на замещаемых ими должностях при условии представления работодателю документов, подтверждающих их намерение приобрести гражданство РФ, прекратить гражданство (подданство) иностранного государства или право на постоянное проживание на территории иностранного государства. При непредставлении указанных документов в установленный срок, трудовые договоры с работниками государственных органов или органов местного самоуправления, подлежат прекращению по основанию, предусмотренному пунктом 13 части первой статьи 83 Трудового кодекса РФ, в случае, если таких работников невозможно перевести на другую имеющуюся у работодателя работу в соответствии с частью второй статьи 83 Трудового кодекса РФ.

 

Ответственность граждан за нарушение требований пожарной безопасности  

Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 № 1479, установлены требования пожарной безопасности, определяющие порядок поведения людей, порядок организации производства, содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты в целях обеспечения пожарной безопасности. На землях общего пользования населенных пунктов, а также на территориях частных домовладений, расположенных в населенных пунктах, запрещается разводить костры, использовать открытый огонь для приготовления пищи вне специально отведенных и оборудованных для этого мест, а также сжигать мусор, траву, листву и иные отходы, материалы или изделия, кроме мест, а также способов, установленных органами местного самоуправления городских и сельских поселений, муниципальных и городских округов, внутригородских районов. Собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков, расположенных в границах населенных пунктов и на территориях общего пользования вне границ населенных пунктов, и правообладатели территорий ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд обязаны производить своевременную уборку мусора, сухой растительности и покос травы. Правилами запрещено в квартирах, жилых комнатах общежитий и номерах гостиниц устраивать производственные и складские помещения для применения и хранения пожаровзрывоопасных и пожароопасных веществ и материалов, а также изменять их функциональное назначение. Под запретом использование открытого огня на балконах (лоджиях) квартир, жилых комнат общежитий и номеров гостиниц. В зданиях для проживания людей запрещается оставлять без присмотра источники открытого огня (свечи, непотушенная сигарета, керосиновая лампа и др.). Для стоянки автомобилей на территории населенных пунктов, предприятий и организаций нельзя использовать площадки для пожарной техники, включая разворотные, предназначенные для ее установки, в том числе для забора воды, подачи средств тушения, доступа пожарных на объект защиты. Не допускается перекрывать проезды для пожарной техники, исключающими или ограничивающими проезд пожарной техники, доступ пожарных в этажи зданий, сооружений либо снижающими размеры проездов, подъездов, установленные требованиями пожарной безопасности. Установлен запрет на использовани бытовых газовых приборов при утечке газа, а также на присоединение деталей газовой арматуры с помощью искрообразующего инструмента, проверку герметичности соединений с помощью источников открытого огня. Ответственность за нарушение гражданами требований пожарной безопасности предусмотрена статьей 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и влечет наложение административного штрафа.

 

Для банков установили порядок информирования граждан о вкладах  

В соответствии с Федеральным законом от 02.07.2021 № 324-ФЗ "О внесении изменения в Федеральный закон "О банках и банковской деятельности", с 3 июля 2022 года банки должны будут раскрывать в договоре с физлицом минимальную гарантированную ставку по вкладу. Порядок ее расчета определит Банк России. Кроме того, клиенты получат больше информации о вкладе. В числе прочего в отдельной таблице договора должны указать: - вид вклада, его сумму, валюту; - есть ли возможность пополнить вклад, установлены ли ограничения на это действие; - срок и дату возврата по срочным вкладам; - порядок выплаты процентов; - можно ли продлить срочный вклад, как это сделать. Значение минимальной гарантированной ставки укажут в правом верхнем углу договора в квадратной рамке. Также банки разместят информацию в местах оказания услуг и на сайте. Изменения не касаются, например, договоров банковского вклада в драгметаллы. Федеральный закон вступает в силу 03 июля 2022 года.

 

О поиске пропавших без вести людей  

Федеральным законом от 01.07.2021 № 252-ФЗ внесены изменения в статью 8 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности". Закон вступил в силу с 12.07.2021. Согласно изменениям получение у мобильного оператора сведений о геолокации пропавших людей абонентов осуществляется без судебного решения на основании мотивированного постановления одного из руководителей органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность.