Волонтерский центр

ОАТОС

объясняем.рф

Участие в переписи

Телефон доверия

Другое дело

Госуслуги

Единая Карта Петербуржца

Единый портал обращений граждан

Карта убитых дорог

Бессмертный полк

Госпочта

Достижения.рф

Cлужба по контракту

Суздальское шоссе

> Наш округ > Достопримечательности > Суздальское шоссе

Сегодняшний наш рассказ посвящен самой северо-восточной части территории муниципального образования «Коломяги». Здесь, на границе с Выборгским районом, расположены два больших квартала общей площадью около 150 гектаров. Первый квартал, ограниченный рекой Каменкой, Орлово-Денисовским проспектом, Суздальским шоссе и проектируемым продолжением Новорловской улицы, отдан под жилищное строительство. Второй, между Суздальским шоссе, дорогой на Каменку и продолжением Новоорловской улицы, представляет собой зеленую зону, остатки некогда огромного Каменского леса.

***
В XVIII веке земли в окрестностях Суздальских озер были пожалованы графу И. И. Шувалову, южная граница его владений проходила по реке Каменке, вытекающей из Большого (Нижнего) Суздальского озера и впадающей в Лахтинский разлив. Долгое время территория вокруг Суздальских озер оставалась неосвоенной.
В 1865 году на землях, арендованных у графа Шувалова, на берегу реки Каменки, немецкие переселенцы основали колонию Большая Каменка. Через несколько лет появилось прямое, как стрела, семикилометровое шоссе от Парголова до Каменки, существующее и поныне как дорога на Каменку. В 1870 году шоссе пересекла Финляндская железная дорога. Сегодня железная дорога служит восточной границей МО «Коломяги», дорога на Каменку — северной.
Судя по старым картам, никаких строений в этих местах не существовало, единственное исключение — домик лесника на шоссе в Каменку. Большую часть занимали леса и болота. Как свидетельствует подробная топографическая карта окрестностей Санкт-Петербурга 1870–1880-х годов, для осушения местности были выкопаны осушительные канавы, одна из них тянулась вдоль железной дороги. Кроме того, было выпрямлено русло реки Каменки от железнодорожного моста на запад. В XX веке часть земель, не занятых лесом, использовалась как сельскохозяйственные угодья.
***
В 2006 году строительная компания «ЮИТ Санкт-Петербург», «дочка» финского концерна YIT, приобрела большой участок бывших земель совхоза «Пригородный» размером 46 гектаров к северу от Ново-Орловского лесопарка и реки Каменки. Разрешение на строительство первых домов жилого комплекса «Новоорловский» компания получила только в конце 2013 года.
В связи с тем, что район строительства находился в отдалении от основных магистралей, «ЮИТ Санкт-Петербург» заказала проект строительства продолжения Суздальского проспекта Работы по строительству новой магистрали начались в 2011 году. Этому предшествовала масштабная вырубка в лесном массиве севернее Ново-Орловского лесопарка. В комитете по благоустройству сообщали, что было уничтожено более 10,6 тыс. деревьев и 700 кустарников, но никакая компенсационная посадка не предполагается, так как это лес.
На продолжении Суздальского проспекта от Выборгского шоссе до дороги на Каменку, протянувшемся на 3,5 километра, предстояло построить два путепровода: сначала над Выборгским шоссе, а потом над железнодорожной линией. Планировалось, что дорога будет шестиполосной — по три полосы в обе стороны, правда, на путепроводах должно было быть на две полосы меньше.
27 июля 2012 года строящаяся магистраль получила название Суздальского шоссе. Название не очень удачное, но превратить эту трассу в продолжение Суздальского проспекта было невозможно, так как нумерация на проспекте начинается от Выборгского шоссе и заканчивается у Гражданского проспекта.
Открытие новой трассы было запланировано на 2013 год, но сейчас более реальный срок — июнь 2015 года. После этого начнется движение рейсовых маршрутов общественного транспорта до метро «Проспект Просвещения» и «Озерки». Сейчас добраться до этих мест можно либо на автомашине (участок Суздальского шоссе от дороги на Каменку до железной дороги построен), либо на автобусе №38, но в этом случае придётся выйти на остановке «Заповедная улица», а затем более километра идти пешком по Новоорловской улице.
В перспективе Суздальское шоссе станет частью северного полукольца, включающего, помимо самого Суздальского шоссе, его продолжение от дороги на Каменку до Западного скоростного диаметра и проектируемую магистраль М-49 от Западного скоростного диаметра до Приморского шоссе в Ольгино.
***
Жилой комплекс «Новоорловский» строится по проекту всемирно известного испанского архитектора Рикардо Бофилла, его здания можно встретить в 50 странах мира (в частности, по его проекту возведен аэропорт в Барселоне), в Петербурге он спроектировал жилой комплекс «Александрия» на Новгородской улице. Возглавляемое Бофиллом бюро «Taller de Arquitectura» разработало архитектурно-градостроительную концепцию «Новоорловского», проектную документацию и проект ландшафтного дизайна территории, оно же осуществляет авторский надзор. Архитектурный облик всех зданий, в том числе школ и детских садов, выполнен в стиле неоклассики.
В квартале, ограниченном Суздальским шоссе, Орлово-Денисовским проспектом, рекой Каменкой и железной дорогой на Выборг, планируется построить целый город примерно на 25 тысяч жителей. По периметру будут выстроены 25-этажные точечные дома и многоярусные паркинги. В центре — 7-этажные жилые здания. Центральной осью комплекса станет широкая пешеходная улица, на которой будет сконцентрирована торговая и коммерческая инфраструктура. Предусмотрено строительство 5 детских садов, 2 школ, магазинов, аптек, супермаркета, спортивно-досугового комплекса для взрослых и детей и других объектов.
Появится набережная Каменки (возможно, ее так и назовут официально), берега реки благоустроят, создадут пешеходную зону, перекинут мостики в соседний Новоорловский лесопарк. Уже подбирались имена пяти будущих улиц на территории микрорайона, они должны были быть тематически связаны со Скандинавией, но в итоге было решено оставить улицы безымянными: застройщик отнес их к внутриквартальным проездам.
Строительство первой очереди комплекса «Новорловский» началось ещё в прошлом году. В двух 25-этажных односекционных домах будет 444 квартиры общей площадью 25 547 кв. м. Кроме того, строится 5-этажная закрытая автостоянка на 314 машин. Срок ввода в эксплуатацию объектов первой очереди — декабрь 2016 года. В рамках второй очереди возводится два 7-этажных многоквартирных дома с пристроенной автостоянкой закрытого типа. Планируемый срок ввода — конец июня 2017 года.
***
Но если дома только строятся, то специально оборудованная площадка для отдыха,   спроектированная компанией «ЮИТ Санкт-Петербург» сразу за мостом через реку Каменку, уже функционирует, правда, пока только в летнее время. Открытие площадки состоялось 31 мая 2014 года, тогда здесь работали небольшой зоопарк с козами и кроликами, прокат велосипедов, передвижное кафе, можно было покататься на лошадях. Гостей праздника порадовало музыкальное шоу экс-вокалиста культовой группы «Иванушки International» Олега Яковлева. Автомобилисты смогли воспользоваться парковкой.
В дальнейшем по субботам здесь проводились тематические мероприятия в рамках цикла «Новоорловские сезоны». 7 июня состоялся День Петербургского кота, 14 июня —фестиваль «Игры нашего двора», 21 июня — день Ивана Купалы, а 28 июня — велопробег «Белые ночи» и кубок Новоорловского лесопарка. Фестиваль клубники прошёл 12 июля. Этот веселый праздник выдержан в финских традициях, потому что именно в Финляндии клубнику любят больше других ягод и именно в этой стране ей посвящают фестивали. Для гостей были организованы выступления фольклорных шоу-групп «Колесо» и «Talomerkit», состоялись мастер-классы финских мастеров, соревнования по киданию сапога, здесь же можно было поиграть в финские городки и другие забавные народные игры.
А 26 июля открылась детская площадка, разработанная компаниями Lappset и Rovio Entertainment. В дизайне элементов игровой площадки использованы образы героев игры Angry Birds («Энгри Бердс»). В торжественной церемонии открытия площадки приняли участие официальный представитель Генерального консульства Финляндии в Санкт-Петербурге, активисты «Общества любителей финской ходьбы» и «Общества ингерманландских финнов» и представители других финских компаний и обществ.   Состоялись выступления финского ансамбля «Щучьи кости» и мастер-классы игры на гитаре-кантеле.
Летний сезон закрылся 27 сентября, но уже 25 января 2014 года здесь состоялось праздничное открытие «Новоорловской лыжни», проложенной среди живописных пейзажей Новоорловского лесопарка; она включала три маршрута протяженностью в 1,2 км, 3 км и 3,75 км. Для посетителей были подготовлены теплые раздевалки, туалетные комнаты, предусмотрена парковка на 300 мест. Присутствовавший на открытии представитель Администрации Приморского района отметил, что в районе это первая лыжня столь высокого профессионального уровня, предназначенная для всех желающих.
Первыми на Новоорловскую лыжню вышли члены сборной Санкт-Петербурга по лыжным гонкам, многие из которых только что вернулись с соревнований на Кубок мира. После старта профессионалов пробежать дистанцию в 3,75 км смогли также все желающие, в забеге приняли участие 179 человек. А всего на открытие сезона в Новоорловский лесопарк приехали 900 человек, в том числе почетный гость — олимпийская чемпионка по лыжным гонкам 1972 года в Саппоро (Япония) Любовь Мухачева.
***
Согласно данным Региональной геоинформационной системы, территория жилого комплекса «Новоорловский» относится к категории ЗЖД (зона среднеэтажной и многоэтажной жилой застройки с включением объектов общественно-деловой застройки, объектов социальной и инженерной инфраструктуры); узкая полоса вдоль реки Каменки — к категории Р5 (зона санитарно-защитных и прочих охранных зон); а вот большой участок, ограниченный дорогой на Каменку, Суздальским шоссе и линией железной дороги, — к категории Р2 (рекреационная зона, подразумевающая зону отдыха с зелеными насаждениями). Это дает надежду на то, что здесь со временем возникнет парк, которого так не хватает на территории МО «Коломяги», и что лесной массив, находящийся сегодня в этом квартале, не будет вырублен.
Андрей Жданов