Доклад Сергея Эдуардовича Борисенко
"О вовлечении граждан в решение вопросов местного значения"
Основной задачей социального и демократического государства является создание наиболее благоприятных условий для повышения качества жизни и реализации прав и свобод его граждан. При этом вопрос рационального государственного устройства сводится к созданию такой системы власти и управления, при которой эти задачи решались бы наиболее эффективно.
Повышение социальной активности граждан в решении местных проблем, принятие жителями ответственности за жизнь в своем городе или поселке является важнейшей задачей, напрямую связанной с темпами и качеством развития страны, каждого региона, каждой территории России в контексте стратегии развития - 2020.
Однако насколько реальная ситуация в стране соответствует этим декларациям? Готовы ли сегодня граждане участвовать в жизни своего города или поселка? От чего вообще зависит активность или пассивность граждан? Каким образом можно стимулировать жителей к участию в работе местного самоуправления?
В исследовании были использованы как количественные, так и качественные методы. В ходе исследования был проведен репрезентативный опрос по всероссийской выборке (2000 респондентов, 8 субъектов), а также экспертный опрос и изучение мнения населения методом фокус-групп (100 экспертных интервью и 15 фокус-групп в 5 субъектах РФ).
Из состава СЗФО в исследовании участвовали жители Псковской области. По данным исследования социальная активность населения сегодня является крайне низкой.
За исключением участия в выборах, только 25% граждан участвует в других формах организации жизнедеятельности в муниципальных образованиях. А три четверти граждан убеждены, что их активность ничего не изменит.
Всего треть опрошенных считают важным участие населения в решении вопросов местной жизни.
А сколько реально участвует? Вот данные количественного опроса.
• участие в опросах по вопросам жизнедеятельности муниципального образования и местного самоуправления (МСУ) – 12,7%
• участие в сходах граждан -11,6%
• участие в работе общественных организаций – 7,7%
• участие в решении вопросов и проблем муниципального сообщества (Это чаще всего участие в решении проблем ЖКХ, благоустройстве территории, организации досуга и культурно-массовых мероприятий, охране окружающей среды, обеспечении охраны общественного порядка и обеспечения личной безопасности граждан.) – 9,1%.
• участие в местном референдуме - 5,6%
Все остальные формы – в пределах статистической погрешности.
Пассивность во многом является следствием тотальной неинформированности населения о своих правах и возможностях по решению местных вопросов.
Так, о том, что существуют:
• местные референдумы как средство решения определенных проблем, знают - 3,5%
• о возможности голосования по отзыву депутата, члена выборного органа МСУ, выборного должностного лица знают - 2.1%
• правотворческая инициатива - 1,2%
• участие в территориальном общественном самоуправлении (ТОС) - 3,2%
• публичные слушания - 2,1%
Отношение населения к органам местного самоуправления характеризуется по преимуществу отстраненностью от властей, неверием в их желание и возможности решать проблемы жителей, бескорыстие их руководителей.
· 60% опрошенных оценили деятельность местных органов власти низко и очень низко,
· доля же, поставивших высокие оценки, составила менее 2%.
Безусловно, особенности правового положения ОМСУ в Санкт-Петербурге обуславливают существенное отличие внутригородских муиципальных образований (ВМО) Санкт-Петербурга по ряду показателей исследования, но общая тенденция сохраняется – активность и участие в МСУ жителей недостаточны.
Подтверждением может служить локальное исследование, проведенное ВМО Коломяги г. Санкт-Петербурга в 2014 году. Целью анкетирования было, в том числе, и косвенное информирование жителей о формах деятельности муниципалитета, источниках информации о мероприятиях, инициирование интереса к проблемам территории и местного сообщества. Из 41500 зарегистрированных Госкомстатом жителей внутригородского муниципального образования предполагалось опросить 9000, реально приняли участие примерно 4000 жителей (одна из анкет - в приложении).
В аналогичных позициях цифры примерно совпадают с исследованием ВСМС, за исключением оценки деятельности МСУ в Санкт-Петербурге – подавляющее большинство участников анкетирования в ВМО Коломяги оценили работу положительно. Более высокая информированность жителей и оценка деятельности ОМСУ Санкт-Петербурга жителями, на наш взгляд, характерна практически для всех ВМО Санкт-Петербурга в силу как особенностей построения МСУ города, так и значительной информационной, организационной и финансовой вооруженностью муниципалитетов, применением максимально возможного количества форм участия жителей в самоуправлении.
Действующее законодательство устанавливает ряд форм непосредственного осуществления населением МСУ и участия населения в осуществлении МСУ:
1. Формы непосредственного осуществления населением МСУ
- местный референдум;
- муниципальные
выборы;
- голосование по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления;
- сход граждан.
2. Формы участия населения в осуществлении МСУ
- правотворческая инициатива граждан;
- ТОС;
- собрание граждан;
- конференция граждан (собрание делегатов);
3. Формы выявления мнения населения
- голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования;
- опрос граждан;
- публичные слушания;
- обращения граждан в органы местного самоуправления;
4. Другие формы непосредственного осуществления населением МСУ и участия населения в осуществлении МСУ
- общественные (координационные советы) советы;
- организация гражданами ТСЖ;
- муниципальные учреждения развития МСУ;
- временные объединения граждан для решения насущных проблем.
Наиболее реализуемыми органами местного самоуправления ВМО Санкт-Петербурга формами являются муниципальные выборы, публичные слушания, собрания, конференции граждан, обращения граждан в органы местного самоуправления (далее – ОМСУ).
С 1 августа 2014 года начал действовать Федеральный закон от 21.07.2014 г. №212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» (далее - Закон). Закон устанавливает правовые основы организации и осуществления контроля за деятельностью органов власти всех уровней, государственных и муниципальных организаций, иных органов и юридических лиц, реализующих отдельные публичные полномочия. Статьёй 12 данного Закона заложены правовые основы создания общественных советов муниципальных образований, которые могут стать серьёзным подспорьем в работе органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга.
Во многих муниципалитетах города молодежные и общественные советы уже созданы и активно функционируют, объединяя на одной площадке наиболее активных граждан, и предоставляя им возможность наиболее полно и открыто участвовать в решении вопросов благополучного существования территории, на которой они проживают.
В целом, такие советы жителей являются совещательными и консультативными органами, целью деятельности которых является привлечение общественности к участию в социальном и экономическом развитии муниципального образования, выработка и реализация механизмов и форм гражданского участия, консолидация интересов общественных и иных организаций для обеспечения конструктивного диалога с органами государственной власти и органами местного самоуправления по созданию благоприятных условий для повышения качества жизни населения.
Деятельность таких советов определяется положением, утверждаемым муниципальным советом. Решения советов носят рекомендательный характер. На практике указанные структуры становятся площадкой для выявления лидеров локальных сообществ и взаимодействия с наиболее активными гражданами, проживающими на территории муниципального образования.
Общественные советы выступают проводниками общественного мнения, своеобразной площадкой для высказывания гражданских инициатив, основным инструментом обратной связи между муниципальной властью и жителями.
В рамках общественных советов формируются и успешно действуют на базе муниципальных образований советы ЖСК и ТСЖ, которые позволяют жителям разобраться в государственной политике в сфере хозяйственной деятельности по управлению домами, бесплатно получить квалифицированную юридическую помощь.
Говоря о развитии таких форм самоорганизации граждан по месту жительства, как ТСЖ, необходимо отметить, что в подавляющем большинстве муниципалитетов города налажено регулярное взаимодействие с председателями ТСЖ домов, находящихся на территории муниципального образования, еженедельно проводятся встречи руководителей органов местного самоуправления с представителями ТСЖ для обсуждения актуальных вопросов правового и организационного обеспечения их деятельности.
Вместе с тем, уровень активности жителей многоквартирных домов на сегодняшний день в Санкт-Петербурге является низким (ТСЖ созданы только в 20 % жилых домов) и зачастую горожане готовы нести ответственность только за то, что происходит до порога их квартиры, полагая, что проблемы на лестничной площадке, не говоря уже о дворе или улице, должен решать кто-то другой.
Учитывая такую ситуацию, в последнее время органы местного самоуправления Санкт-Петербурга начали активно оказывать содействие в организации и проведении общих собраний собственников жилья в многоквартирных домах, в которых не созданы ТСЖ. После внесения соотвествующей законодательной инициативы на рассмотрение городского парламента, указанные полномочия были закреплены Законом Санкт-Петербурга от 14.02.2013 г. №15-13 «О внесении изменения в Закон Санкт-Петербурга от 23.09.2009 г. №420-79 «Об организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге» в виде вопроса местного значения по содействию жителям в создании советов многоквартирных домов.
В целом, работу муниципалитета по содействию жителям в создании советов многоквартирных домов можно разделить на несколько направлений.
-информационно-разъяснительная работа среди населения. Она включает в себя информирование жителей через средства массовой информации муниципального образования о положениях законодательства по управлению общим имуществом многоквартирного дома, полномочиях совета многоквартирного дома и его председателя.
-оказание содействия жителям в организации и проведении общего собрания собственников.
-оказание методической и информационной поддержки избранным советам многоквартирных домов и их председателям.
-содействие советам многоквартирных домов в организации взаимодействия с управляющей компанией. В практике работы председателей советов большую роль играют организованные муниципалитетом систематические встречи с руководством управляющей компании, представителями органов государственной власти.
-юридическая помощь председателям и членам советов многоквартирных домов по всем вопросам их деятельности.
Таким образом, создание советов многоквартирных домов и роль органов местного самоуправления в становлении данного института оказывается крайне важной для развития гражданского участия, воспитания ответственности за то, что происходит за порогом частной квартиры, и в целом способствует повышению безопасности и комфортности проживания человека в современном мегаполисе.
Необходимо отметить, что сильной и перспективной формой реального самоуправления граждан, активно действующей во многих субъектах Российской Федерации, является территориальное общественное самоуправление (ТОС).
Однако в Санкт-Петербурге на сегодняшний день данная форма самоорганизации граждан не нашла своего выражения, что связано, в первую очередь, со спецификой организационной модели местного самоуправления в городе федерального значения Санкт-Петербурге.
При существующей системе распределения полномочий между различными уровнями управления Санкт-Петербурга круг основных полномочий органов местного самоуправления во многом схож с вопросами, решаемыми ТОС в других субъектах РФ.
Между тем, ст. 24 Закона Санкт-Петербурга от 23 сентября 2009 г. №420-79 «Об организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге»
определено, что наряду с предусмотренными Федеральным законом формами непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления граждане вправе участвовать в осуществлении местного самоуправления в иных формах, не противоречащих Конституции Российской Федерации, федеральным законам и законам Санкт-Петербурга.
Также необходимо отметить, что в настоящее время принят и вступил в законную силу Федеральный закон Российской Федерации от 02.04.2014 №44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка» (далее – Закон). Настоящим Законом разграничены понятия добровольных народных дружин и общественных объединений правоохранительной направленности (ООПН).
Народная дружина определяется Законом как основанное на членстве общественное объединение, участвующее в охране общественного порядка во взаимодействии с органами внутренних дел (полицией) и иными правоохранительными органами, органами государственной власти и органами местного самоуправления.
Народные дружины создаются по инициативе граждан Российской Федерации, изъявивших желание участвовать в охране общественного порядка, в форме общественной организации с уведомлением органов местного самоуправления соответствующего муниципального образования, территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Границы территории, на которой может быть создана народная дружина, устанавливаются представительным органом соответствующего муниципального образования. При этом настоящим Законом уточняется, что на одной территории, как правило, может быть создана только одна народная дружина.
Основными направлениями деятельности народных дружин являются:
- содействие органам внутренних дел (полиции) и иным правоохранительным органам в охране общественного порядка;
- участие в предупреждении и пресечении правонарушений на территории по месту создания народной дружины;
- участие в охране общественного порядка в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций (отличие от ООПН);
- распространение правовых знаний, разъяснение норм поведения в общественных местах.
К сожалению эта перспективная форма участия граждан в том числе и в осуществлении МСУ, на наш взгляд, в настоящее время недостаточно эффективна. Одна из причин - трактовка полномочия ВМО Санкт-Петербурга в части работы с ДНД, не позволяющая использовать средства бюджета МО на поддержку деятельности дружин.
Казачьи дружины
Для развитие общественной активности на уровне муниципальных образований необходимо.
1.Совершенствование федерального законодательства, в первую очередь – совершенствование системы местного самоуправления в стране, обеспечение местных органов власти необходимыми ресурсами и возможностями для поддержки общественной активности.
2.Образование. Укрепление в стране, регионах, муниципалитетах системы правового просвещения граждан, информирование их о возможностях участия в вопросах местного значения, обеспечение граждан необходимыми методическими рекомендациями и постоянными консультациями.
3.Воспитание. Через СМИ, учебные заведения, систему акций на уровне страны, регионов, муниципалитетов пропагандировать ценности гражданственности и социальной ответственности, информирование граждан об эффективных примерах социальной активности, культивирование образов героев-общественников, создание системы для оценки эффективности работы общественников и поощрения лучших (в том числе – учреждение национальных премий, наград и т.п.). На уровне муниципальных образований необходима разработка специальных программ, направленных на воспитание местного патриотизма, чувства сопричастности к жизни города, поселка.
4. Создание на уровне страны в целом, в каждом регионе и муниципалитете системы по воспитанию новых лидеров местного самоуправления. Система должна включать как специальные программы обучения, так и политическую, консультационную, финансовую, организационную поддержку работы «новых лидеров» в процессе реализации социально-значимых проектов.
5. Разработка рекомендаций для муниципальных образований по созданию системы поддержки общественных инициатив. Включение показателей развития этой системы в национальную систему показателей эффективности работы муниципальных образований. Введение системы поощрения для муниципалитетов, наиболее эффективно работающих с общественностью.
6. Создание системы образования глав муниципальных и специалистов в сфере взаимодействия с общественностью.
7. Разработка модельных документов для муниципальных образований по работе с общественностью, создания эффективно работающих ресурсных центров и т.п.
8. Более активное включение в процесс развития общественной активности представителей СМИ, проведение с ними семинаров и круглых столов, посвященных проблемам социальной активности в муниципальных образований. Проведение конкурсов с награждением СМИ, наиболее активно освещающих эти темы. Создание постоянно действующего центра, обеспечивающего рассылку на федеральном уровне, где будут содержаться примеры и модели успешных проектов, реализованных общественными организациями. Эту работу могли бы взять на себя общественные организации.