Волонтерский центр

ОАТОС

объясняем.рф

Участие в переписи

Телефон доверия

Другое дело

Госуслуги

Единая Карта Петербуржца

Единый портал обращений граждан

Карта убитых дорог

Бессмертный полк

Госпочта

Достижения.рф

Cлужба по контракту

Разграничение оснований рассмотрения обращений граждан и сообщений о происшествиях

> Полезная информация > УМВД России по Приморскому району > Разграничение оснований рассмотрения обращений граждан и сообщений о происшествиях

 

Правовую основу рассмотрения обращений граждан в системе МВД России составляет:
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года (ст.33).
2. Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»1.
3. «Инструкция об организации рассмотрения обращений граждан в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации», утвержденная приказом МВД России от 12.09.2013 № 7072.
Правовую основу рассмотрения сообщений о происшествиях, о преступлениях, об административных правонарушениях3:
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года (ст.ст. 46, 47).
2. Федеральный закон «О полиции» от 07.02.2011 №3-ФЗ (ч.1 ст. 12)4.
3.«Инструкция о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях», утвержденная приказом МВД России от 29.08.2014 № 7365.
Прежде всего, необходимо отметить изменения, которые претерпели вышеуказанные нормативно-правовые акты в свете рассматриваемой тематики за последнее время:
Во-первых, это Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений».
В связи с принятым Постановлением Конституционного Суда РФ от 18.07.2012 N 19-П, положения части 1 статьи 1, части 1 статьи 2 и статьи 3 указанного Федерального закона признаны не соответствующими Конституции РФ, на основании чего Федеральным законом от 07.05.2013 №80-ФЗ «О внесении изменений в ст.5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях6 и в ст.ст.1 и 2 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений»7 были внесены соответствующие изменения в ФЗ «О порядке рассмотрения обращений», согласно которым правом на обращение в органы государственной власти и органы местного самоуправления наделяются не только граждане, но и объединения граждан, включая юридические лица. Также, установлена возможность направлять обращения, помимо государственных органов и органов местного самоуправления, и в государственные и муниципальные учреждения, другие организации, осуществляющие публично значимые функции.
Данные изменения внесены и в КОАП РФ. Так, теперь статья 5.59 КОАП РФ изложена в следующей редакции:
"Статья 5.59. Нарушение порядка рассмотрения обращений граждан
Нарушение установленного законодательством Российской Федерации порядка рассмотрения обращений граждан,объединений граждан, в том числе юридических лиц, должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и иных организаций, на которые возложено осуществление публично значимых функций, (за исключением случаев, предусмотренных статьями 5.39, 5.63 настоящего Кодекса, -
влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей".
Также, Федеральным законом от 24.11.2014 № 357-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» были внесены изменения в ст. 12 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений», где установлены более сокращенные сроки рассмотрения письменного обращения о фактах возможных нарушений законодательства Российской Федерации в сфере миграции (в общем порядке - 30 дней, в данном случае - 20 дней со дня регистрации письменного обращения). Данные изменения вступили в силу с 1 января 2015 года.
12.03.2015 вступили в силу изменения в п.76.3 Инструкции №707, внесенные приказом МВД России от 26.02.2015 №283 «О внесении изменения в Инструкцию №707», обязывающие уведомлять граждан также и в случае, перенаправления обращения в подчиненный территориальный орган внутренних дел, чего ранее не требовалось.
Основным критерием разграничения оснований для рассмотрения обращений граждан и сообщений о происшествиях является содержание обращения и сообщения о происшествии, а также куда и как они поданы.
В силу вышеуказанных нормативно-правовых актов, под обращением граждан понимается - направленное в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления.
В соответствии с п.27 Инструкции №707 обращения могут поступать посредством: операторов почтовой связи (с доставкой ими письменной корреспонденции в здание органа внутренних дел); официальных сайтов; факсимильной связи; федеральной фельдъегерской связи и специальной связи; в дежурную часть территориального органа МВД России; почтового ящика, установленного в круглосуточно доступных для граждан местах зданий МВД России, его территориальных органов на межрегиональном, окружном и региональном уровнях, а также органов внутренних дел, где нет дежурных частей; полученные в ходе личного приема.
Все обращения, поступившие в ОВД подлежат обязательной регистрации в течение 3 дней, общий срок их рассмотрения – 30 календарных дней со дня первичной регистрации в ОВД, который может быть продлен (в исключительных случаях или в случае направления запроса) не более чем на 30 дней с одновременным уведомление заявителя. В течение семи дней со дня его регистрации, по обращению должно быть принято организационное решение по дальнейшему рассмотрению, которое оформляется в форме резолюции на отдельном листе бумаги, где руководитель ОВД определяет должностное лицо, ответственное за рассмотрение обращения, сроки, порядок рассмотрения и проведения проверочных мероприятий, а также необходимость осуществления контроля. В последующем, должностное лицо, ответственное за рассмотрение обращения, соответствующей резолюцией определяет непосредственного исполнителя.
В случае, если в ходе проверки по обращению выявлены признаки преступления или административного правонарушения, непосредственный исполнитель составляет мотивированный рапорт на имя руководителя, принявшего организационное решение о порядке рассмотрения обращения, и с его поручением, оформленным в виде резолюции, передает рапорт в дежурную часть для незамедлительной регистрации в Книгу учета совершенных правонарушений8 и рассмотрения в соответствии с требованиями Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации9 или КОАП РФ, о чем также уведомляется заявитель.
Переходя к теме приема, регистрации и рассмотрения заявлений и сообщений о происшествиях, необходимо отметить, что первоначально данная обязанность закреплена в статье 12 ФЗ «О полиции», где указано, что на полицию возлагаются обязанность принимать и регистрировать (в том числе в электронной форме) заявления и сообщения о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях.
Основным правовым актом в МВД России, регламентирующим данный вид деятельности, является приказ МВД России от 29.08.2014 №736 «Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях».
Прием и регистрация вышеуказанных сообщений осуществляется во всех территориальных органах МВД России вне зависимости от места и времени совершения преступления, административного правонарушения либо возникновения происшествия, а также полноты содержащихся в них сведений и формы представления, в дежурных частях территориального органа МВД России - незамедлительно и круглосуточно.
В случае принятия оперативным дежурным заявления территориального органа МВД России о происшествии лично от заявителя, одновременно с регистрацией заявления в КУСП он обязан оформить талон, который состоит из двух частей: талона-корешка и талона-уведомления, который под росписку вручается заявителю.
Для приема сообщений в электронной форме, направляемых посредством официальных сайтов, применяется программное обеспечение, предусматривающее обязательное заполнение заявителем реквизитов, необходимых для работы с заявлениями о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях.
Возвращаясь к Инструкции №736, стоит отметить, что в пункте 12 содержится положение, повторяющее пункт 69 Инструкции №707: заявления о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, содержащиеся в письменных обращениях заявителей, направленных посредством операторов почтовой связи с доставкой письменной корреспонденции в здание территориального органа МВД России, официальных сайтов, факсимильной связи, федеральной фельдъегерской связи и специальной связи, почтового ящика, полученных в ходе личного приема, принимаются подразделением делопроизводства и режима территориального органа МВД России, регистрируются в установленном порядке и направляются руководителем (начальником) территориального органа МВД России в дежурную часть для незамедлительной регистрации в КУСП. При этом, сотрудникам подразделения делопроизводства запрещается лично принимать и учитывать заявления о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, поданные в территориальный орган МВД России непосредственно заявителем или лицом, представляющим его интересы.
Что касается разрешения заявлений и сообщений о происшествиях, то сотрудник дежурной части территориального органа МВД России сначала принимает меры неотложного реагирования, затем, об их результатах в течение дежурной смены докладывает руководителю (начальнику) территориального органа МВД России.
По каждому зарегистрированному заявлению (сообщению) о происшествии руководитель территориального органа обязан дать письменное поручение в форме резолюции, с указанием исполнителя, срока проверки и порядка разрешения заявления (сообщения), с соответствующей незамедлительной передачей его исполнителю для разрешения. Запрещается передача не зарегистрированного в КУСП заявления (сообщения) о преступлении, об административном правонарушении, о происшествии исполнителю для проведения проверки.
 
Правовое отделение УМВД России по Приморскому району г. Санкт-Петербурга
 
 

 
1 Далее – «ФЗ «О порядке рассмотрения обращений»
2 Далее – «Инструкция №707»
3 Далее – «О происшествиях»
4 Далее – «ФЗ «О полиции»
5 Далее – «Инструкция №736»
6 Далее – «КОАП РФ»
7 Далее – «ФЗ О внесении изменений»
8 Далее – «КУСП»
9 Далее – «УПК РФ»